Какой закон регулирует отношения потребителей и самозанятых?

13 февраля 2020 г., четверг

В Набережночелнинский территориальный орган Госалкогольинспекции обратился житель Набережных Челнов с просьбой о решении вопроса по возврату денежных средств за оказанную некачественно услугу по ремонту брюк.  После ремонта брюк мастером ателье, боковая строчка штанин развернулась и находится теперь спереди. Данный дефект не представляет возможным дальнейшее ношение брюк. На первый взгляд ситуация стандартная, но со своими подводными камнями.   После уточнения всех деталей конфликтной ситуации, выяснилось, что мастер ателье на сегодняшний день является плательщиком налога на профессиональный доход, простыми словами - самозанятым. Решение вопроса зашло в тупик, в рамках какого закона необходимо защищать права потребителя?       

Государственной Думой 15 ноября 2018 года был принят Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Согласно данному федеральному закону государство предлагает тем, кто работает сам на себя: мастерам по маникюру, пекарям, сантехникам, арендодателям жилья и другим, получить статус самозанятых и вместо 13 % НДФЛ отчислять в бюджет 4 % дохода от работы с физлицами и 6 % — с организациями и ИП.

Федеральный закон содержит в себе не только общее положение, но и положение о налоговой базе, налоговом периоде и другое.

Однако, на сегодня, в данном федеральном законе отсутствует глава посвященная ответственности самозанятых в случае ненадлежащим образом оказанной услуги или ненадлежащего товара. Так какой закон применить в случае возникновения спора?

Согласно Закону «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Закон содержит следующие понятия: изготовитель, исполнитель, продавец, каждый из этих терминов начинается со слов: «организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель». Самозанятые физические лица не имеют официального определения ни в одном законе РФ. В обиходе самозанятых называют лиц, которые не имеют наемных работников и получают доход от собственной профессиональной деятельности.           

Проводя параллели можно сделать вывод, что так или иначе есть определённые правовые вопросы, которые регулируется законом «О защите прав потребителей», такие как: оказание услуг, продажа товаров, выполнении работ.

Однако, в Законе «О защите прав потребителей» на сегодняшний день нет ни единого понятия о самозанятых, то есть, при разрешении конфликта должны применяться общие правила установленные Гражданским кодексом РФ. Так примером может служит, договор возмездного оказания услуг, договор купли-продажи, и прочее.

Так какой закон применить? На сегодняшний день ответ на данный вопрос отсутствует, как и судебная практика. 

Специалисты Набережночелнинского территориального органа оказали содействие в составлении проекта претензионного письма в рамках Гражданского кодекса РФ.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования