В соответствии с ГОСТ Р 52190-2003 «Водки и изделия ликероводочные»: Горькая настойка – настойка крепостью 30,0-60,0% с добавлением ингредиентов, придающих привкус горечи.
В Республике Татарстан в структуре розничной продажи алкогольной продукции объемы потребления горьких настоек занимают долю на уровне 3-6 %.
Увеличивается производство местной продукции данного вида: если в 2004 году было произведено 14,9 тыс. дал, то в 2012 году – почти в 14 раз больше (204,4 тыс. дал). За 2 месяца 2013 года в республике произведено 28,9 тыс. дал указанной продукции.
Ассортимент горьких настоек ОАО «Татспиртпром» постоянно увеличивается – с 4 наименований в 2005 году до 14 наименований в 2013 году – это 10 наименований татарстанских брендов («Тимерхан», «Царь кедр», «Багира», «Шишкин хутор», «Доктор перцефф на меду», «Доктор перцефф на меду. Лимон», «ХТАR крапива на меду», «Акдов», «Граф Ледофф с ароматом клюквы», «Граф Ледофф с ароматом черной смородины») и 4 наименования, выпускаемых по лицензионным договорам («Пять капель со вкусом ягоды клюква», «Пять капель на березовом соке», «Крещенская на меду с перцем», «Царская чарка перцовая».
Следует отметить, что потребители горьких настоек республики предпочитают продукцию местного производства. За 2 месяца 2013 года всего продано 32,3 тыс.дал горьких настоек, из них 26,5 тыс. дал или 82% - это местная продукция. В 2005 году этот показатель составлял 64%, в 2010 году – 72%.
В Республике Татарстан горькие настойки производят четыре филиала ОАО «Татспиртпром» - Чистопольский, Нижнекамский, Казанский и Усадский ликероводочные заводы.
Лидером продаж среди горьких настоек в последние годы стабильно является настойка горькая «Доктор перцефф на меду», на долю которой в 2013 году приходится 23% от общего объема продаж горьких настоек (7,3 тыс.дал), 2-е место занимает новинка в линейке продукции «Граф Ледофф» «Граф Ледофф с ароматом клюквы» производства Казанского ЛВЗ – 13% (4,0 тыс. дал), 3-е – «Царь кедр» Чистопольского ЛВЗ – 11% (3,6 тыс. дал).
Из горьких настоек, производимых в других регионах России и за рубежом, по итогам 2 месяцев 2013 года пользовалась спросом продукция под торговой маркой «Хортица» «Медовуха гречишная с ароматом меда» (ДП «Имидж Холдинг», Украина) – 1,3 тыс. дал или 4%, «Эталон кедр» (ОАО «Московский завод «Кристалл») - 0,7 тыс. дал или 2,2%, «Мягков со вкусом клюквы» (ООО «Традиции качества», г. Кразнознаменск) – 0,65 тыс. дал или 2,0%.