Как правильно прочитать этикетку на бутылке вина

 

Что такое этикетка? Визитная карточка или произведение искусства? О том, как правильно "прочитать" этикетку на бутылке вина, а также о художественной ценности этикетки нам расскажут специалисты – кависты сети бутиков "Коллекция вин".

Вино начинается дважды. Первый раз на виноградниках, второй - на этикетке. Винные этикетки давно стали и предметом отдельного интереса, и предметом коллекционирования, и даже предметом художественной культуры.

При этом само назначение этикеток достаточно разнообразно: если для бутылок с лучшими, элитными винами предпочтительны этикетки, исполненные сдержанного достоинства, то для вин попроще придумывается масса ухищрений, цель которых - остановить взгляд покупателя. Еще лучше - сделать вино предметом коллекционирования благодаря именно этикетке. Например, серия с портретами одиозных личностей - Гитлера, Муссолини, Сталина. Специалисты компании Barton&Guestier выбрали для своих вин Бордо этикетку начала 20-го века, а грузинским виноделам сам Бог велел прибегнуть к старине, ведь для некоторых грузинских вин этикетки рисовал великий художник Нико Пиросмани. Не пренебрегали такой разновидностью искусства и величайшие художники прошлого века - Сезанн, Ренуар, Ван Гог, Пикассо, Жан Кокто, Сальвадор Дали, Жан Миро, Марк Шагал и другие.

Однако обратимся к информативной составляющей этикеток. Ведь тот, кто желает по-настоящему разбираться в винах, должен научиться расшифровывать нередко завуалированную и путаную информацию, напечатанную на винной этикетке. Знаток лишь скользнет взглядом по дизайну бутылочной наклейки и тут же углубится в чтение. Что кроме собственно названия и срока выдержки он там ищет? Многое.

Прежде всего, происхождение, тип и свойства вина, ведь его качество может меняться в зависимости от происхождения, винификации и других обстоятельств. ЕС разработал обязательную регламентацию, которая предусматривает наличие на каждой этикетке определенного количества обязательных пунктов в зависимости от категории вина, содержащегося в каждой бутылке.

Если говорить о Франции, то там принято разделение вин на четыре категории: столовые вина (vin de table), которые составляют около 40% от всего производства, cтоловые вина с указанием места происхождения винограда (vin de pays) - элита столовых вин, марочные вина высшего качества (vin delimite de qualite superieure), вина высшей категории (не менее 30% от общего количества). Это контролируемые наименования по происхождению (appellation d‘origine controlle`e - АОС) - они производятся в рамках географической зоны, связанной с определенными традициями.

Следует заметить, что, согласно французской классификации, виноградники и винные области распределены только по географическому положению, а не по качеству. Вина с высшими классификациями могут превосходить вина с более низкими классификациями, но не всегда. Вина, представляющие один класс, тоже не обязательно имеют один стандарт качества.

Французские «законы наименования» имеют свои особенности в разных районах и гарантируют происхождение вина. Они выработаны, чтобы сохранить «особенность местности». Законы определяют конкретные винные территории (выделяя их по почве и расположению), разрешенные сорта винограда, максимальный урожай и минимальный уровень алкоголя в вине.

Большинство систем классификации вина основано на французской системе. В Италии также принято разделение на четыре категории:

Vino da Tavola (столовые вина) - «низшее сословие» вин.

К столовым винам относятся также вина класса IGT (Indicatione Geografica Tipica) - дословно «типичное географическое наименование», или местное вино, что соответствует французскому vin de pays.

Марочные вина помечаются знаком DOC (Denominazione di Origina Controllata).

На вершине пирамиды стоит узкий класс вин, имеющих маркировку DOCG (Denominazione di Origina Controllata e Garantita). Это элита итальянских вин, хотя не все из этой категории можно назвать действительно великим. Эта высшая категория в разряде марочных вин была введена государством скорее как маркетинговый прием для повышения интереса к итальянским винам в мире.

Так, явно коммерческого характера игристое вино Asti имеет категорию DOCG - но это оправдано лишь тем, что огромные объемы этого вина дают немалый доход государству в виде налогов.

Ситуация с классификацией итальянских вин очень запутанная. Многие престижные и дорогие вина входят всего лишь в категорию Vino da Tavola - они не могут получить сертификат марочного вина, так как произведены с нарушениями регламента производства вин в рамках своей территории, либо у них изменен сортовой состав или они еще чем-то не соответствуют норме. Именно норме, а не качеству! Взять, к примеру, одно из лучших и самых дорогих итальянских вин Sassicaia. Долгое время оно имело на этикетке маркировку IGT: здесь сказались противоречия между строгими правилами законодательства и желанием производителя создать шедевр в обход этих самых строгих правил и никому не нужных норм. Весь мир знает это вино как супертосканское (этот термин придумали журналисты, он ничего не значит с точки зрения законодательства).

В этой связи можно дать совет начинающему ценителю итальянских вин: никогда не искать на этикетке надписи DOC. Она мало о чем говорит. Руководствоваться нужно либо знанием производителя, либо ценой. У итальянцев удивительно четкое соответствие между ценой и качеством.

По части умения всех запутать бесспорное лидерство принадлежит немцам: мало того, что номенклатура вин у них донельзя усложнена, так они еще питают слабость к абсолютно неудобочитаемому готическому шрифту.

В Америке и большинстве других винных регионов Нового Света ситуация резко отличается от европейской. До недавнего времени здесь вообще не существовало систем классификации. В Америке было решено использовать на этикетках качественных вин название винограда. Такие вина стали называть «сортовыми». Идея была перенята в Австралии, Новой Зеландии и Чили. Сейчас ее используют с успехом и в восточноевропейских странах с развивающимся виноделием, таких как Венгрия, Молдова и Чехия.

Безусловно, ко всем винным этикеткам предъявляются определенные требования. Поскольку «законодателем мод» в разработке классификаций вин стала Франция, рассмотрим вопрос о требованиях к этикеткам на примере Франции. Требования к надписям на этикетках разных категорий вин различаются. На вине из группы АОС обязательно присутствует указание на этот высокий статус. Зато приятной надписи «Произведено во Франции» там может и не оказаться.

На таком вине покупатель чаще всего обнаружит название виноградника или даже имя, хотя эти указания необязательны, как, кстати, и год изготовления, качество и особенности вина, советы по употреблению и т.д. Вина, обозначенные как Grand Cru, - это вина самой лучшей классификации, произведенные из винограда с самых лучших, ценных виноградников.

«Знаки качества» Cru Classe и Grand Cru Classe могут быть использованы в регионе Бордо для Медока и Сотерна, Грава, Сент-Эмильона. Наименование Cru Bourgeois касается исключительно продукции Медока. Для других винодельческих регионов такие термины, как Grand Cru или Premier Cru, являются составной частью подлинного наименования и поэтому они не являются дополнительными. Термин Chateau означает «Замок».

Необязательные надписи на этикетке тоже четко оговорены, а кроме них есть еще разрешенные надписи, например указывающие на способ выработки и тип вина: желтое, соломенное, раннее, новое, на осадке, из позднего урожая, из отборных сортов.

Обязательные надписи на этикетках французских вин:

1. Производитель и его адрес (1а). Под производителем понимается тот, кто разливает вино по бутылкам (это может быть винодельческое хозяйство, кооператив или негоциант).

2. Название винодельческого региона (апеласьон) с указанием категории. На этикетках столовых вин регион происхождения не указывается.

3. Указание содержания алкоголя в процентах от объема.

4. Объем бутылки.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International