Обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности - 1 полугодие 2022 года

«Утверждаю»

Руководитель

Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

 ____________Ж.Ю. Ахметханов

 «___»_____________2022 г.

 

 

Обобщение правоприменительной практики

контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции 

Республики Татарстан в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 полугодие 2022 года

 

Обобщение правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее - Инспекция) за 1 полугодие 2022 года подготовлено во исполнение ст.47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 248-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами» и в соответствии с «Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности», одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7.

 

В рамках контрольно-надзорной деятельности Инспекция осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе лицензионный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.08.2005 № 391 «Вопросы Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей» и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденным постановлением  Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2021 № 945 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2021 № 1310) (далее - Положение о региональном государственном контроле).

При осуществлении Инспекцией регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензионного контроля за исполнением обязательных требований в указанной сфере применяется механизм организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нормативно установленный Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) и Федеральным Законом № 248-ФЗ.

Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:

- использование оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий;  

- разработка и издание распорядительных актов Инспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- выбор формы проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- исчисление и соблюдение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

- соблюдение прав юридических лиц при организации и проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

- оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия;

- работа с обращениями, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11.06.2021 №170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в Федеральный закон № 171-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

На 2022 год в Госалкогольинспекции Республики Татарстан отсутствует план проведения плановых проверок, в связи с чем в 1 полугодии 2022 года такие проверки не проводились.

 

Согласно с п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336  «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее - постановление Правительства РФ № 336) в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

- по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

б) без согласования с органами прокуратуры:

- по поручению Президента Российской Федерации;

- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

- внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены п.1.1 ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ;

в) с извещением органов прокуратуры в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным пп.235 и 6 п.4.2 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абз.3 п.5 ст.25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

В соответствии со ст.23.2 Федерального закона № 171-ФЗ в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги (в части лицензирования) проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям.

Оценка проводится посредством оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем заявлении и (или) документах, без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю.

Согласно п.2 ст.57 Федерального Закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами Инспекции на основании заданий уполномоченных должностных лиц Инспекции, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспекцией в 1 полугодии 2022 года подготовлено 180 заданий на проведение  контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с подконтрольными субъектами, из которых 99 заданий на проведение наблюдений за соблюдением обязательных требований и 81 задание на проведение выездных обследований.

Мероприятия без взаимодействия с хозяйствующими субъектами проводились в виде:

- мониторинга (наблюдения) за соблюдением условий, времени и мест розничной продажи алкогольной продукции;

- мониторинга данных, размещенных хозяйствующими субъектами в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС): фиксация розничных продаж, фиксация получения алкогольной продукции (номер и дата товарно-транспортной накладной) от оптового поставщика;

- мониторинга представления ежеквартальных деклараций об объемах розничного оборота алкогольной продукции (предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков);

- мониторинга за соблюдением обязательных требований к размеру минимальных цен на алкогольную продукцию при её розничной продаже и т.д.

 

Причиненным в результате нарушений обязательных требований ущербом охраняемым законом ценностям является количество отравлений алкогольной и спиртосодержащей продукцией, в том числе с летальным исходом. В 1 полугодии 2022 года на территории Республики Татарстан таковых зафиксировано 346 случаев, из них с летальным исходом - 123 (в 1 полугодии 2021 года – 334 случаев, из них с летальным исходом – 120).

К обязательным требованиям, нарушение которых привело к причинению вреда охраняемым законом ценностям, относятся:

- реализация алкогольной продукции без соответствующего разрешения  (лицензии);

- реализация алкогольной продукции, немаркированной акцизными или федеральными специальными марками установленного образца;

- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и (или) декларации о соответствии) и др.

   

В рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 полугодие  2022 года к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие:

- нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции в ЕГАИС – 231 факт;

- непредставление или несвоевременное представление ежеквартальных деклараций о розничном обороте алкогольной продукции; предоставление искаженных (недостоверных) данных в указанных декларациях – 182 факта;

- другие нарушения  (в т.ч. по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции) – 113 фактов;

- невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19) – 110 фактов;

- реализация алкогольной продукции в часы ограничения времени продажи  – 51 факт;

- реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота (без товарно-транспортных накладных и (или) информации о декларации о соответствии) – 45 фактов.

 

Структура нарушений

 

 

Виды нарушений

Количество выявленных нарушений

2022

в %% к

2021

6 мес.

2021

6 мес.

2022

Всего нарушений

1566

                                833

                                 53

в том числе:

 

 

 

  1. Отсутствие лицензии на оборот алкогольной продукции

36

                       22

                                61

  1. Реализация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТ 

(в т.ч. фальсифицированной)

7

                         6

                                86

  1. Реализация немаркированной алкогольной продукции или маркированной с нарушением установленных требований

24

                          18

                                                75

  1. Реализация спиртосодержащей продукции из частных хозяйств

30

                                33

                              110

  1. Реализация алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов

86

                              45

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               52

  1. Оборот спиртосодержащей продукции

с нарушениями

73

                                  22

                                30

  1. Количество нарушений по

декларированию

415

                          182

                                   44

  1. Нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции (ЕГАИС)

301

                           231

                                 77

  1. Нарушения ограничения времени продажи алкогольной продукции

144

                           51

                                   35

  1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (COVID - 19)

244

                        110

                                    45

  1. Другие нарушения  (в т.ч. по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции)

206

                     113

                                    55

 

Анализ причин совершения типовых правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции показал, что основными причинами совершения правонарушений для всех групп поднадзорных субъектов являются, в первую очередь, недостаточное знание обязательных требований, а также в отдельных случаях пренебрежительное отношение хозяйствующих субъектов к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям действующего законодательства.

Для устранения причин и условий нарушений обязательных требований всем подконтрольным субъектам рекомендуется внимательно изучать нормативно-правовые документы, требования которых были ими нарушены. В случае возникновения вопросов обращаться в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан, как письменно, так и по телефону, указанному на сайте ведомства.

На официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан размещено «Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается в ходе проведения мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». Данный документ актуализируется с учетом изменений обязательных требований.

Дублирующие, избыточные, в том числе малозначимые и неэффективные обязательные требования отсутствуют.

В случае выявления нарушений законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан в отношении виновных лиц (физических лиц, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, юридических лиц) составляются протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, которые направляются по подведомственности в суды общей юрисдикции, Арбитражный суд Республики Татарстан и должностным лицам Госалкогольинспекции Республики Татарстан, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В 1 полугодии 2022 года судебными органами рассмотрено 636 административных материалов, направленных Госалкогольинспекцией Республики Татарстан.

По итогам рассмотрений в отношении виновных лиц наложены штрафные санкции на сумму 17 млн. 937 тыс. 500 руб. и конфисковано 8 тыс. 305,5 л. алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Уполномоченными должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан рассмотрено 844 административных материала. По итогам рассмотрений в отношении виновных лиц наложены штрафные санкции на сумму 6 млн. 125 тыс. руб.

В 1 полугодии 2022 года по делам, направленным должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан на рассмотрение в судебные органы и уполномоченным должностным лицам Госалкогольинспекции Республики Татарстан, вынесено 453 предупреждений (из них судебными органами – 20).

 

При составлении протокола об административном правонарушении в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст.4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо признают обстоятельствами, смягчающими административную ответственность:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст.4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

В 1 полугодии 2022 года имели место отказы арбитражными судами, судами общей юрисдикции и уполномоченным должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан в привлечении к административной ответственности лиц, в отношении которых должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан осуществлялось производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Основаниями для отказа в привлечении к административной ответственности являются выявленные в ходе рассмотрения дела существенные нарушения процессуальных норм, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении.

В 1 полугодии 2022 года рассмотрены дела, принятые решения по которым  представляют практический интерес не только для уполномоченных должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан, но и для хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков.

Так, 11.01.2022 г. судьей Приволжского районного г.Казани Республики Татарстан было вынесено постановление о признании ООО «УЮТ» выновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. в доход государства.

Основанием привлечения юридического лица к административной ответственности послужило неправомерное действие (бездействие), выразившееся в допущении оказания услуг общественного питания без предъявления гражданами персональных QR-кодов. Тем самым ООО «УЮТ» нарушило правила поведения, установленные нормативно-правовыми актами РФ и РТ.

Представитель ООО «УЮТ» пояснила, что допуск граждан в столовую ООО «УЮТ» без предъявления персональных QR-кодов произошел в связи с тяжелой ситуацией с кадрами.  

 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 г. оставлено без изменения решение Арбитражного суда Республики Татарстан (далее – АС РТ) от 20.10.2021 г., а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан обратилась в АС РТ с заявлением к ООО «Агроторг» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.16 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из незаконного оборота спиртосодержащей продукции.

Суд привлек юридическое лицо к административной ответственности по ч.1 ст.14.16 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. Также суд решил спиртосодержащую продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Агроторг» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требования административного органа отказать, производство по делу прекратить.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав позиции сторон, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчик при должной внимательности и предусмотрительности, которые требовались от него при осуществлении хозяйственной деятельности, имел возможность для соблюдения норм действующего законодательства, однако им не были приняты все необходимые меры по его соблюдению.

  Кроме того, 17.01.2022 г. судьей АС РТ было принято решение о привлечении ООО «Агроторг» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 320 000 рублей.

Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд решил направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

Основанием привлечения к административной ответственности послужил факт реализации пивной продукции с истекшим сроком годности. Образцы такой продукции были выставлены на витрине с ценниками. Информация о том, что данная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности заявителем в действиях ответчика события и состава административного правонарушения.

 

18.01.2022 г. постановлением Арбитражного суда Поволжского округа отменено постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 г., дело направлено на новое рассмотрение в АС РТ.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан обратилась в АС РТ с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «Виктория» по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ и решении вопроса относительно изъятой из оборота алкогольной продукции.

Определением АС РТ от 06.10.2021 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2021 г., производство по делу прекращено.

В кассационной жалобе административный орган просил отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению.

В ходе административного расследования произведен осмотр торгового объекта ООО «Виктория». В ходе осмотра магазина возле рабочего места продавца в картонной коробке на нижней полке витрины обнаружена алкогольная продукция. Согласно данным, полученным с использованием мобильного приложения «АнтиКонтрафактАлко», данная алкогольная продукция в ЕГАИС зафиксирована как уже реализованная.

ООО «Виктория» товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию не предоставило.

Суд кассационной инстанции установил, что выводы судов не могут быть признаны соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; по делу требуются дополнительное исследование и оценка доказательств, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания кассационной инстанции, устранить недостатки и допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу; оценить и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

 

 17.01.2022 г. решением АС РТ ИП Костин А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16, ч.2 ст.14.17.1  КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении суд направил на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

Основанием привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности послужил факт розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Алкогольная продукция находилась в одном из помещений бара в закрытых шкафах. Информация о том, что продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления Госалкогольинспекции Республики Татарстан о привлечении ИП Костина А.А. к административной ответственности.

 

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2022 г. решение АС РТ от 14.01.2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «Тандер» - без удовлетворения.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан обратилась в АС РТ с заявлением к АО «Тандер» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой продукции. Решением АС РТ от 14.01.2022 г. юридическое лицо привлечено к административной ответственности и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 315 000 руб., алкогольная продукция направлена на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

В апелляционной жалобе АО «Тандер» просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В нарушение требований действующего законодательства АО «Тандер» предлагалась к реализации алкогольная продукция с истекшим сроком годности. Алкогольная продукция была выставлена на витрины и имела ценник. Информация о том, что данная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.  

Поскольку общественно опасным признается не только реальный вред (фактически наступившие негативные последствия в окружающей действительности: имущественный ущерб, вред здоровью или жизни людей), но и создание одной лишь реальной угрозы причинения такого вреда, в указанном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении продавца к исполнению своих обязанностей по соблюдению обязательных требований при реализации продуктов питания. Несоблюдение указанных требований создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Вопреки доводам юридического лица, оборот товаров с истекшим сроком годности может послужить причиной возникновения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и создает реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, такая продукция является опасной для здоровья и жизни человека. Следовательно, правонарушение правомерно квалифицировано административным органом по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений со стороны Госалкогольинспекции Республики Татарстан не установлено.

 

Мировым судьей судебного участка № 4 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан 10.03.2022 г. вынесено постановление о признании ООО «24 Градуса 777» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. без конфискации алкогольной продукции.

Основанием привлечения к административной ответственности стал факт розничной продажи алкогольной продукции (пива)  барменом ООО «24 Градуса 777» на вынос без вскрытия укупорки бутылки.

Доказательств того, что бармен действовала от своего имени и в своём интересе при продаже одной бутылки пива покупателю, не представлено, как и доказательств невозможности соблюдения ООО «24 Градуса 777» требований законодательства Российской Федерации. Допущенное нарушение свидетельствует об отсутствии со стороны юридического лица должного контроля за выполнением требований законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции и исполнением сотрудниками, изданных хозяйствующим субъектом локальных нормативных актов, так как ООО «24 Градуса 777» обязано осуществлять контроль по исполнению его работниками издаваемых им приказов, а не носить формальный характер.

ООО «24 Градуса 777» должно было организовать и контролировать работу своих работников, таким образом, чтобы исключить возможность нарушения установленных норм и правил.

Факт формального предупреждения барменов о недопущении продажи алкогольной продукции на вынос, не свидетельствуют о том, что ООО «24 Градуса 777» надлежаще исполнялись обязанности по обеспечению законности деятельности магазина.

ООО «24 Градуса 777» совершено правонарушение повторно, будучи привлеченным к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

 

28.03.2022 г. постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ Дыганова Т.Н. и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб. Изъятую алкогольную продукцию суд постановил уничтожить.

Основанием привлечения к административной ответственности послужил факт хранения в доме алкогольной продукции без маркировки и информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Выслушав представителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан, а также Дыганову Т.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к следующему.

Оснований подвергать сомнению доказательства не установлено.

Исходя из собранных материалов и доказательств, суд полагает, что вина Дыгановой Т.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, установлена и доказана.

Смягчающим ответственность обстоятельством является оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, является пенсионером.

 

Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 г. постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12.10.2021 г. и решение Верховного Суда Республики Татарстан (далее – ВС РТ) от 12.01.2022 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.19 КоАП РФ, в отношении ИП Буриковой Т.В., оставлены без изменения, а жалоба исполняющей обязанности начальника Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Хуснутдиновой А.Р. – без удовлетворения.

Постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12.10.2021 г., оставленным без изменения решением судьи ВС РТ от 12.01.2022 г., ИП Бурикова Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

ИП Буриковой Т.В. возвращена алкогольная продукция, изъятая по протоколу изъятия от 01.07.2021 г., находящаяся на хранении в Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, исполняющая обязанности начальника Зеленодольского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан Хуснутдинова А.Р., должностное лицо, направившее материалы дела на рассмотрение, просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты.

ИП Бурикова Т.В. возражений не представила.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, суд пришел к выводу о том, что должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан выявлен факт нахождения в обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, которая реализовывалась без фиксации в ЕГАИС сведения о ее перемещении из г.Омск и г.Казань в Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан.

По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении ИП Буриковой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренномст.14.19 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, доступности, достоверности и достаточности.

Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.14.19 КоАП РФ.

В своей жалобе должностное лицо Госалкогольиснпекции Республики Татарстан, направившее материалы дела на рассмотрение судье, просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части возврата ИП Буриковой Т.В. изъятой алкогольной продукции.

Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения судьей республиканского суда, отклонены по мотивам, изложенным в соответствующем решении, оснований не согласиться с ними не имеется.    

          

Судьей Зеленодольского городского суда Республики Татарстан 29.04.2022 г. вынесено постановление о признании виновным директора ООО Детский Семейный Центр «Академия Радости» Арефьеву А.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Изъятую алкогольную продукцию уничтожить, пустую тару – кеги возвратить ООО Детский Семейный Центр «Академия Радости».

Основанием привлечения к административной ответственности стал факт реализации алкогольной продукции (пива) в кафе, вход для посетителей которого расположен на расстоянии менее 50 метров от входа на обособленную территорию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Василек».

В ходе осмотра кафе установлены продажа пива и его хранение на складе.

Информация о том, что алкогольная продукция выставлена не для продажи, отсутствовала.

Проведены замеры расстояний, в ходе которых было установлено, что расстояние от входа посетителей в кафе до входа на обособленную территорию МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Василек» составляет 32, 844 м.

На основании изложенного, заявитель обратился в суд с требованием о привлечении Арефьевой А.Ф. к административной ответственности и решении вопроса об изъятой продукции.

Директор ООО Детский Семейный Центр «Академия Радости» Арефьева А.Ф, в судебном заседании вину признала, пояснила, что юридическим лицом предпринимались всем меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно сделали отдельную дорогу в детский сад, однако старый вход не закрыли.

Исследовав доказательства, суд установил наличие основания для привлечения Арефьевой А.Ф. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.

 

Мировым судьей судебного участка № 6 по Вахитовскому судебному району города Казани Республики Татарстан 11.05.2022 г. вынесено постановление о признании ИП Лалетина И.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

ИП Лалетин И.В. в г.Казани, будучи привлеченным к административной ответственности по ст.15.13 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении от 25.11.2021 г., своевременно, в шестидесятидневный срок до 31.12.2021 г., не уплатил штраф в размере 10 000 руб. Датой совершения правонарушения является – 02.03.2022 г.

Изучив представленные материалы дела, мировой судья находит вину ИП Лалетина И.В. установленной, его вина в совершении административного правонарушения подтверждается соответствующими документами.

Доказательства по делу непротиворечивы и полностью согласуются между собой. Мировой судья находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела.

 

24.06.2022 г. решением АС РТ ИП Багров С.А. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.17.1, ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Отказ от заявления в части привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ судом принят.

Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд направил на уничтожение.

Госалкогольинспекция Республики Татарстан обратилась в АС РТ с заявлением к ИП Багрову С.А., о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16, ч.3 ст.14.17, ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, решении вопроса относительно изъятой продукции.

Позже заявитель заявил об отказе от заявленный требований в части привлечения ответчика к административной ответственности по ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.

Поскольку отказ от заявления в части не противоречит закону и не нарушает права каких-либо третьих лиц, подписан руководителем административного органа, он был принят судом.

Как следует из материалов дела, 04.03.2022 сотрудниками Госалкогольинспекции Республики Татарстан в баре, в котором деятельность осуществляет ИП Багров С.А., обнаружена алкогольная продукция.

Информация о том, что указанная продукция не предназначена для продажи, отсутствовала.

Товарно-сопроводительные документы на продукцию не представлены.

Действующим законодательством разграничена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и за розничную торговлю алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией индивидуальными предпринимателями в нарушение законодательного на это запрета.

В данном случае из материалов дела следует, что осмотр проводился в баре, алкогольная продукция была выставлена на витрине.

В ходе проверки установлено, что предпринимателем осуществлялась деятельность по реализации алкогольной продукции.

Таким образом, в действиях предпринимателя содержится состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.14.17.1 КоАП РФ.

Кроме того, ИП Багровым С.А. осуществлялся оборот алкогольной продукции без надлежаще оформленных сопроводительных документов.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о доказанности в действиях предпринимателя события и объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

 

В 1 полугодии 2022 года Госалкогольинспекцией Республики Татарстан было проведено 770 мероприятий по контролю.     

В рамках предоставления государственной услуги по лицензированию Инспекцией проведено 364 выездные оценки соответствия заявителя лицензионным и (или) обязательным требованиям.

По результатам выездных оценок соответствия заявителя лицензионным требованиям и правовой экспертизы документов, представленных соискателями лицензий и лицензиатами, принято 3 решения об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий.

Основанием для отказа в выдаче, переоформлении, продлении срока действия лицензий в всех случаях послужило наличие у лицензиата (соискателя лицензии) непогашенной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

 

В соответствии со ст.37 Федерального закона № 248-ФЗ инспектор не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;

2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;

5) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

6) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

7) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;

10) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

 

Согласно ст.45 Федерального Закона № 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) меры стимулирования добросовестности;

4) объявление предостережения;

5) консультирование;

6) самообследование;

7) профилактический визит.

Положением о региональном государственном контроле предусмотрено проведение таких профилактических мероприятий, как:

- информирование;

- обобщение правоприменительной практики;

- объявление предостережения;

- консультирование;

- профилактический визит.

 

В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательных требований, соблюдение которых оценивается Инспекцией при проведении мероприятий по контролю, в 1 полугодии 2022 года Инспекцией осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год, утвержденной приказом Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 13 декабря 2021 г. № 10-07/205 (далее – Программа), а именно:

- подконтрольным субъектам объявлено 575 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований;

- подготовлено обобщение правоприменительной практики за 1 полугодие 2022 года.

Также в 1 полугодии 2022 года Инспекцией в рамках Программы осуществлялись:

- поддержание в актуальном состоянии размещенного на официальном сайте Инспекции перечня нормативных правовых  актов, содержащих обязательные требования;

- поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Инспекции гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования (ссылки на внутренние структурные единицы нормативного правового акта, которыми устанавливаются обязательные требования);

- проведение личного приема представителей подконтрольных субъектов руководством Инспекции, в том числе по вопросам обязательных требований и др.

Кроме того, Инспекцией проведены публичные мероприятия (обсуждения) для хозяйствующих субъектов по вопросам правоприменительной практики и обязательных требований в Тетюшском, Аксубаевском, Азнакаевском и Алексеевском муниципальных районах Республики Татарстан.

В рамках реализации принципов (механизмов) открытости и доступности информации о деятельности Инспекции и в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Инспекции в 1 полугодии 2022 года размещены:

-  обновление Перечня типовых нарушений и разъяснений к ним;

- обновление Перечня нормативных правовых актов по контрольной деятельности Инспекции и обязательным требованиям в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- иная информация, относящаяся к контрольно-надзорной деятельности.

На постоянной основе на официальном сайте Инспекции обеспечивается объективное и всестороннее информационное освещение деятельности Инспекции, направленное на предотвращение нарушений обязательных требований, в части информирования подконтрольных субъектов о проводимых контрольно-надзорных мероприятиях, выявленных нарушениях и принятых по результатам проведенных мероприятий мерах.

pdf
Скачать текст
PDF, 6.32 Мб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International