УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ «Татэкспертцентр» _____________________ Д.Г. Токмин « » __________ 2022г.
|
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Госалкогольинспекции Республики Татарстан ________________ Ж.Ю. Ахметханов « » __________ 2022г. |
Перечень коррупциогенных ситуаций,
которые могут возникнуть в деятельности сотрудников
Госалкогольинспекции Республики Татарстан и ГБУ «Татэкспертцентр»
и применяемый механизм, обеспечивающий их минимизацию
№ п/п |
Характеристика коррупциогенной ситуации |
Механизм, обеспечивающий минимизацию коррупционной ситуации |
Контрольно-инспекционной отдел аппарата, отдел оперативного межмуниципального контроля и контрольно-инспекционной отдел территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
||
1.1 |
Выезд для проведения оценки соответствия торгового объекта лицензионным требованиям на автомобиле заявителя (лицензиата, соискателя лицензии). |
Выезд для проведения оценки соответствия торгового объекта лицензионным требованиям на служебном автомобиле. Проведение оценки соответствия дистанционно с использованием приложения «Мобильный инспектор». |
1.2 |
При выявлении нескольких нарушений, в акте проверки или в протоколе осмотра (протоколе об административном правонарушении) указывается лишь одно (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта). |
Перед направлением материала проверки по подведомственности (в суд, руководителю либо заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела, анализирует весь материал, сверяет его с видеозаписью.
|
1.3 |
При выявлении одного нарушения непосредственно в торговом объекте, не проводится работа по выявлению возможных нарушений без взаимодействия с хозяйствующим субъектом (например, выявлен факт продажи пива без документов или в нестационарном торговом объекте и не проверена фиксация получения пива от оптовых поставщиков в ЕГАИС). |
Перед направлением материала проверки или административного материала по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела изучает материал с использованием личного кабинета в ЕГАИС.
|
1.4 |
Изымается не весь объем нелегального алкоголя, выявленного в ходе контрольного мероприятия, а лишь его часть (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта). |
Ведение непрерывной видеозаписи осмотра помещений торгового объекта, чтобы можно было сравнить объем продукции, указанной в протоколе изъятия с объемом продукции, находящейся на витрине и др. (по материалам видеозаписи). |
1.5 |
Материал по итогам контрольного мероприятия оформляется не в отношении юридического лица, фактически допустившего нарушение, а в отношении индивидуального предпринимателя или физического лица (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта), в связи с тем, что штраф в отношении последних значительно ниже. |
Перед направлением материала по итогам контрольного мероприятия по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела анализирует весь материал, сверяет с лицензионным делом. В случае выявления составления протокола в отношении ненадлежащего хозяйствующего субъекта, руководство Госалкогольинспекции РТ ставится в известность в установленном порядке для принятия соответствующих мер. |
1.6 |
При отработке заявок о ночной продаже алкогольной продукции, опубликованных в ГИС «Народный контроль», предоставляется информация о том, что ночная продажа не осуществлялась (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта). |
Перепроверка торговых объектов, но не на следующий день (следующую ночь), а не позднее 2-3 часов после сотрудников, осуществляющих ночной мониторинг. |
1.8 |
Передача третьим лицам за вознаграждение аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
Результаты мероприятий по контролю вносятся в установленные сроки в соответствующие разделы Базы данных. Доступ в соответствующие разделы Базы данных осуществляется с использованием индивидуальных персонифицированных паролей. |
1.9 |
Предупреждение подконтрольного субъекта предстоящем мероприятии по контролю, если мероприятие проводится не в рамках Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». |
Сообщать сотруднику информацию о подконтрольном субъекте (адрес, ФИО индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица) непосредственно перед выездом на контрольное мероприятие. |
1.10 |
Охват контрольными мероприятиями не всех подконтрольных субъектов (по информации поступающей из МРУ РАР по ПФО: о фиксации в ЕГАИС, о декларациях и др.) |
Обеспечение контроля со стороны начальника отдела: распределение работы между сотрудниками отдела в равных объемах; контроль сроков; в случае большого объема работы – рассмотрение вопроса о передачи части работы в другие территориальные органы. |
1.11 |
Вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении. |
Во избежание необоснованно прекращенных дел введение системы контроля со стороны контрольно-инспекционного отдела Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
1.12 |
Рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) граждан на возможные нарушения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
С целью исключения формального и необъективного рассмотрения обращений, должностному лицо, непосредственно подготовившему ответ на обращение, в обязательном порядке включать в согласование всех должностных лиц, которым было отписано обращение. |
1.13 |
Несанкционированное взаимодействие с подконтрольным субъектом в рабочее время, в целях получения незаконного вознаграждения. |
Запрещено покидать рабочее место без разрешения начальника территориального органа. Информировать начальника территориального органа о фактах склонения к коррупционному поведению. |
Отдел развития и координации внутреннего рынка |
||
2.1 |
Затягивание сроков направления материалов с выявленныминарушениями по результатам лабораторных исследований продукции, проведенных в рамках реализации программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для принятия мер административного воздействия. В силу статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите прав потребителей составляет 1 (один) год.
|
Информацию с Перечнем исследованной продукции и результатами лабораторных испытаний направлять руководителю Госалкогольинспекции РТ (его заместителю) служебной запиской для ознакомления и принятия решения по представленным материалам с установлением контрольных сроков отслеживания движения дела. |
2.2 |
Умышленное неосвещение в средствах массовой информации отрицательных результатов лабораторных исследований продукции в целях не испортить деловую репутацию какой-либо определенной организации. |
Информацию об отрицательных результатах лабораторных исследований для освещения в СМИ необходимо передавать пресс-секретарю, не заинтересованному в искажении или сокрытию фактических данных. |
Отдел развития и координации внутреннего рынка территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
||
2.3 |
Составляя проект претензии либо искового заявления, специалист, имея намерение решить вопрос в пользу предпринимателя, нарушившего права потребителя, может изложить ситуацию некорректно, включив недостоверную информацию. |
До направления данного документа по назначению, он проходит проверку у начальника отдела развития и координации внутреннего рынка и начальника территориального органа. Соответственно, если выявляется неверное изложение сути проблемы и последующие пути решения, то такой документ не будет подписан начальником территориального органа. |
Отдел контроля качества товаров народного потребления |
||
3.1 |
Передача информации из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее – БД) по сговору с заинтересованными лицами. |
1. Доступ в соответствующие разделы БД сотрудниками отдела осуществляется с использованием индивидуальных персонифицированных паролей. 2. Информация из БД направляется заинтересованным сторонам (организациям, министерствам, ведомствам и пр.) только на основании письменных или устных запросов руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. 3. Информация из БД о деятельности юридических, физических лиц или индивидуальных предпринимателей предоставляется без их согласия только по мотивированным письменным запросам правоохранительных, контролирующих и судебных органов на имя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. 4. Информация из БД отправляется в форме электронного документа через систему ЭДО, либо по электронной почте, доступ в которые осуществляется с использованием индивидуальных персонифицированных паролей, либо в виде приложения к письму на официальном бланке за подписью руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
3.2 |
Сокрытие выявленных нарушений при осуществлении отбора проб спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с выездом на предприятия- изготовители (либо без выезда) по сговору с заинтересованными лицами. |
1. Выезд на предприятия-изготовители осуществляется группами в составе минимум двух сотрудников Отдела на основании письменных обращений руководителей предприятий-изготовителей. 2. Прием проб без выезда на предприятие-изготовитель осуществляется только при наличии письменных обращений руководителей предприятий-изготовителей. 3. Отобранные образцы оформляются установленным образом и опечатываются определенным количеством пломб. 4. Федеральные специальные марки, нанесенные на бутылки отобранных образцов, проверяются с использованием сервисов ЕГАИС. 5. Физико-химические показатели отобранной алкогольной продукции сравниваются с показателями ранее отобранной аналогичной продукции. |
3.3 |
Сокрытие выявленных нарушений при осуществлении проверки качества, безопасности и легальности спирта и алкогольной продукции и анализе сопроводительных документов по сговору с заинтересованными лицами. |
1. Внесение информации и оформление итогов проверки в соответствующие разделы БД сотрудниками отдела осуществляется с использованием индивидуальных персонифицированных паролей. 2. Информация в БД доступна для просмотра и контроля со стороны начальника Отдела и курирующего заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан (при необходимости). 3. Информация о произведенных отборах и выданных Свидетельствах о подтверждении соответствия (далее – Свидетельство) дублируется на бумажных (журналы, отчеты и пр.) и электронных носителях (БД). 4. Деятельность сотрудников Отдела не привязана к конкретному предприятию-изготовителю. 5. Информация по каждому выданному Свидетельству в БД блокируется начальником Отдела для предотвращения внесения каких-либо изменений в Свидетельство в дальнейшем. 6. Решение о забраковке и выдаче решения о невыдаче Свидетельства принимается сотрудником только по согласованию с начальником Отдела и курирующим заместителем руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
3.4 |
Сокрытие выявленных нарушений при подготовке и проведении заседаний Республиканской межведомственной дегустационной комиссии по алкогольной продукции (далее – ДК) по сговору с заинтересованными лицами. |
1. Информация о выявленных в ходе подготовки и проведении заседаний ДК нарушениях фиксируется в Протоколе заседания ДК, который утверждается Председателем ДК, либо его заместителем. 2. Информация о принятых мерах по выявленным нарушениям доводится до Председателя ДК служебной запиской, составленной ответственным секретарем ДК. |
Отдел кадровой политики и противодействия коррупции |
||
4.1 |
Несоблюдение государственными гражданскими служащими требований, включенных в «Стандарт антикоррупционного поведения». |
1.Разъяснение требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 2.Проверка отделом кадровой политики и противодействия коррупции требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 3.Рассмотрение выявленных нарушений на заседаниях Комиссии Госалкогольинспекции Республики Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. |
4.2 |
Некачественная проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим (гражданином), участвующим в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы по сговору с конкурсантом. |
|
4.3 |
Утаивание возникшего конфликта интересов на государственной гражданской службе. |
|
4.4 |
Не соблюдение квалификационных требований в отношении сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
Контроль начальником отдела кадровой политики и противодействия коррупции за соблюдением требований Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)». |
4.5 |
Сокрытие информации о несоблюдении лицами, замещающими государственные должности, ограничений, установленных законодательством, а также не достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. |
|
4.6 |
Передача информации третьим лицам вне служебной необходимости. |
Работа с базами данных по персональному логину и паролю. Получение необходимых сведений только с разрешения руководства. |
Отдел контроля отчетности в сфере оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отдел контроля за оборотом алкогольной продукции и анализа состояния потребительского рыка |
||
6.1 |
Передача по предварительному сговору третьим лицам аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
|
6.2 |
Передача или удаление видеозаписей из системы видеонаблюдения Госалкогольинспекции Республики Татарстан по предварительному сговору с третьими лицами. |
В Госалкогольинспекции Республики Татарстан эксплуатируется система видеонаблюдения RealShot Manager, не позволяющая удалять зафиксированные видеозаписи. |
Отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу |
||
7.1 |
Сокрытие выявленного нарушения при проверке алкогольной продукции сотрудниками отдела контроля за ввозом алкогольной продукции, испытательными лабораториями и сотрудниками отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу. |
Деятельность по проверке алкогольной продукции регламентирована: - схема проверки предусматривает дублирование некоторых ее этапов тремя подразделениями: отдел контроля за ввозом алкогольной продукции Казанского территориального органа, испытательная лаборатория ГБУ «Татаэкспертцентр», отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу; - специалисты отделов не закреплены за какой-то одной фирмой, происходит постоянная ротация сотрудников; - контроль со стороны фирмы: оптовые фирмы возят одинаковую продукцию, и если кому-то забраковали, а другой фирме выпустили, они сообщают об этом; - внедрена система электронного документооборота ЭДО, позволяющая в онлайн режиме отслеживать и контролировать все этапы проверки и оформление документов, как со стороны фирмы, так и в рамках контроля начальника отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, за правильностью принятия решения по заявке; -осуществляется еженедельный контроль начальником отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, сроков проведения проверки, используя сервис ЭДО; -специалисты отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу контролируют партии ранее забракованной продукции, используя специальный сервис ЭДО; -осуществляется 100% контроль начальником отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, правомерности основания выдачи Решения о невыдаче свидетельства; -осуществляется периодический контроль за деятельностью испытательных лабораторий (проводятся сличительные испытания, если лаборатория не забраковала продукцию, по которой ранее была браковка, то проводятся повторные испытания); -организовано проведение арбитражных испытаний комиссионно; -на постоянной основе проводятся совещания с сотрудниками отдела контроля за ввозом алкогольной продукции Казанского территориального органа и отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу по забракованной алкогольной продукции (см. протоколы) |
7.2 |
Принятие неправомерного решения при выдаче Свидетельства о подтверждении соответствия и Решения о невыдаче свидетельства. |
|
7.3 |
Не соблюдение сроков проверки, неправомерное решение о выдаче свидетельства о соответствии раньше, чем оптовым фирмам, сдавшим образцы для проверки ранее. |
|
Отдел лицензирования |
||
8.1 |
Прием документов с недостоверной, искаженной, а также неполной информацией по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии. |
Выборочная проверка принятых документов начальником отдела лицензирования, начальниками территориальных органов, обеспечение прозрачности процедуры приема документов |
8.2 |
Искажение результатов экспертизы документов, по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии. |
|
Отдел государственных закупок и обеспечения деятельности |
||
9.1 |
Необъективный расчет начальной (максимальной) цены контракта по сговору с заинтересованными лицами. |
|
9.2 |
Заключение государственного контракта без обеспечения исполнения контракта (в случае если документацией установлен размер обеспечения). |
1. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. 2.В случае внесения победителем закупкиобеспечения контракта в формебанковской гарантии, обязательная проверка на наличие данной банковской гарантии в Реестре банковских гарантий. 3.В случае внесения победителем закупкиобеспечения контракта в денежной форме, проверка в отделе финансового контроля на фактическое поступление денежных средств на расчетный счет (копия платежного поручения). 4.Внесение сведений в реестр контрактов в Единой информационной системе. |
Отдел контроля за оборотом алкогольной продукции и анализа состояния потребительского рынка |
||
10.1 |
Передача по предварительному сговору третьим лицам аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан |
1. Доступ в соответствующие разделы Базы данных ограничен индивидуальными персонифицированными паролями. 2. Общая аналитическая информация о состоянии алкогольного рынка направляется заинтересованной стороне (организациям, министерствам и ведомствам и т.д.) в соответствии с их письменными запросами за подписью руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. 3. Информация о деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предоставляется без их согласия только по мотивированным письменным запросам правоохранительных, контролирующих и судебных органов. 4. Аналитическая информация отправляется в форме электронного документа через систему ЭДО, либо по электронной почте, доступ в которые осуществляется с использованием индивидуальных персонифицированных паролей, либо в виде приложения к письму на официальном бланке за подписью руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан. |
Испытательная лаборатория ГБУ «Татэкспертцентр» |
||
11.1 |
Несоблюдение независимости и беспристрастности испытательной лаборатории при осуществлении исследовательской деятельности. |
Меры обеспечения независимости и беспристрастности отражены в «Руководстве по Качеству» (п. 4.1). Каждым сотрудником испытательной лаборатории подписаны должностные инструкции, определяющие недопустимость разглашения конфиденциальной информации и участия в видах деятельности, которые снизили бы доверие к беспристрастности и независимости испытательной лаборатории. |
11.2 |
Несоблюдение конфиденциальности при осуществлении аналитической деятельности и выдачи результатов испытаний. |
Конфиденциальность информации в испытательной лаборатории обеспечивается следующими нормативными документами: - «Руководство по качеству» (п. 4.2); - Заявление о независимости и сохранения конфиденциальности сотрудника испытательной лаборатории. |
11.3 |
Сговор с поставщиками средств измерений, вспомогательного оборудования и реактивов. |
Определение поставщиков по итогам торгов, организуемым Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам. Процедура закупок представлена в «Руководстве по качеству» (п. 7.1) |
Перечень обсужден и одобрен на заседании Комиссии при руководителе Госалкогольинспекции Республики Татарстан по противодействию коррупции. Протокол №4 от 09.12.2022 года.