Перечень коррупциогенных ситуаций, которые могут возникнуть в деятельности сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан и ГБУ «Татэкспертцентр» и применяемый механизм, обеспечивающий их минимизацию

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ «Татэкспертцентр»

_____________________ Д.Г. Токмин

«    » __________ 2022г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Госалкогольинспекции

Республики Татарстан

________________ Ж.Ю. Ахметханов

«    » __________ 2022г.

 

 

Перечень коррупциогенных ситуаций,

которые могут возникнуть в деятельности сотрудников

Госалкогольинспекции Республики Татарстан и ГБУ «Татэкспертцентр»

и применяемый механизм, обеспечивающий их минимизацию

 

п/п

Характеристика

коррупциогенной ситуации

Механизм, обеспечивающий минимизацию коррупционной ситуации

Контрольно-инспекционной отдел аппарата, отдел оперативного межмуниципального контроля и контрольно-инспекционной отдел территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан

1.1

Выезд для проведения оценки соответствия торгового объекта лицензионным требованиям на автомобиле заявителя (лицензиата, соискателя лицензии).

Выезд для проведения оценки соответствия торгового объекта лицензионным требованиям на служебном автомобиле. Проведение оценки соответствия дистанционно с использованием приложения «Мобильный инспектор».

1.2

При выявлении нескольких нарушений, в акте проверки или в протоколе осмотра (протоколе об административном правонарушении) указывается лишь одно (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта).

Перед направлением материала проверки по подведомственности (в суд, руководителю либо заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела, анализирует весь материал, сверяет его с видеозаписью.

 

1.3

При выявлении одного нарушения непосредственно в торговом объекте, не проводится работа по выявлению возможных нарушений без взаимодействия с хозяйствующим субъектом (например, выявлен факт продажи пива без документов или в нестационарном торговом объекте и не проверена фиксация получения пива от оптовых поставщиков в ЕГАИС).

Перед направлением материала проверки или административного материала по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела изучает материал с использованием личного кабинета в ЕГАИС.

 

1.4

Изымается не весь объем нелегального алкоголя, выявленного в ходе контрольного мероприятия, а лишь его часть (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта).

Ведение непрерывной видеозаписи осмотра помещений торгового объекта, чтобы можно было сравнить объем продукции, указанной в протоколе изъятия с объемом продукции, находящейся на витрине и др. (по материалам видеозаписи).

1.5

Материал по итогам контрольного мероприятия оформляется не в отношении юридического лица, фактически допустившего нарушение, а в отношении индивидуального предпринимателя или физического лица (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта), в связи с тем, что штраф в отношении последних значительно ниже.

Перед направлением материала по итогам контрольного мероприятия по подведомственности (в суд, заместителю руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан) начальник отдела анализирует весь материал, сверяет  с лицензионным делом. В случае выявления составления протокола в отношении ненадлежащего хозяйствующего субъекта, руководство Госалкогольинспекции РТ ставится в известность в установленном порядке для принятия соответствующих мер.

1.6

При отработке заявок о ночной продаже алкогольной продукции, опубликованных в ГИС «Народный контроль», предоставляется информация о том, что ночная продажа не осуществлялась (по сговору с представителем хозяйствующего субъекта).

Перепроверка торговых объектов, но не на следующий день (следующую ночь), а не позднее 2-3 часов после сотрудников, осуществляющих ночной мониторинг.

1.8

Передача третьим лицам за вознаграждение аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Результаты мероприятий по контролю вносятся в установленные сроки в соответствующие разделы Базы данных.

Доступ в соответствующие разделы Базы данных осуществляется с использованием  индивидуальных  персонифицированных паролей.

1.9

Предупреждение подконтрольного субъекта предстоящем мероприятии по контролю, если мероприятие проводится не в рамках Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 

Сообщать сотруднику информацию о подконтрольном субъекте (адрес, ФИО индивидуального предпринимателя, наименование юридического лица) непосредственно перед выездом на контрольное мероприятие.

1.10

Охват контрольными мероприятиями не всех подконтрольных субъектов (по информации поступающей из МРУ РАР по ПФО: о фиксации в ЕГАИС, о декларациях и др.)

Обеспечение контроля со стороны начальника отдела: распределение работы между сотрудниками отдела в равных объемах; контроль сроков; в случае большого объема работы – рассмотрение вопроса о передачи части работы в другие территориальные органы.

1.11

Вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Во избежание необоснованно прекращенных дел введение системы контроля со стороны контрольно-инспекционного отдела Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

1.12

Рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) граждан на возможные нарушения в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С целью исключения формального и необъективного рассмотрения обращений, должностному лицо, непосредственно подготовившему ответ на обращение, в обязательном порядке включать в согласование всех должностных лиц, которым было отписано обращение.

1.13

Несанкционированное взаимодействие с подконтрольным субъектом в рабочее время, в целях получения незаконного вознаграждения.

Запрещено покидать рабочее место без разрешения начальника территориального органа. Информировать начальника территориального органа о фактах склонения к коррупционному поведению.

Отдел развития и координации внутреннего рынка

2.1

Затягивание сроков направления материалов с выявленныминарушениями по результатам лабораторных исследований продукции, проведенных в рамках реализации программы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2014-2020 годы», в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан для принятия мер административного воздействия. В силу статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите прав потребителей составляет 1 (один) год.

 

Информацию с Перечнем исследованной продукции и результатами лабораторных испытаний направлять руководителю Госалкогольинспекции РТ (его заместителю) служебной запиской для ознакомления и принятия решения по представленным материалам с установлением контрольных сроков отслеживания движения дела.

2.2

Умышленное неосвещение в средствах массовой информации отрицательных результатов лабораторных исследований продукции в целях не испортить деловую репутацию какой-либо определенной организации.

Информацию об отрицательных результатах лабораторных исследований для освещения в СМИ необходимо передавать пресс-секретарю, не заинтересованному в искажении или сокрытию фактических данных.

Отдел развития и координации внутреннего рынка

территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан

2.3

Составляя проект претензии либо искового заявления, специалист, имея намерение решить вопрос в пользу предпринимателя, нарушившего права потребителя, может изложить ситуацию некорректно, включив недостоверную информацию.

До направления данного документа по назначению, он проходит проверку у начальника отдела развития и координации внутреннего рынка и начальника территориального органа. Соответственно, если выявляется неверное изложение сути проблемы  и последующие пути решения, то такой документ не будет подписан начальником территориального органа.

Отдел контроля качества товаров народного потребления

3.1

Передача  информации из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан (далее – БД)  по сговору с заинтересованными лицами.

1. Доступ в соответствующие разделы БД  сотрудниками отдела осуществляется с использованием  индивидуальных  персонифицированных паролей.

2. Информация из БД направляется заинтересованным сторонам (организациям, министерствам, ведомствам и пр.) только на основании письменных или устных  запросов руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

3. Информация из БД о деятельности юридических, физических лиц или индивидуальных  предпринимателей  предоставляется без их согласия только по мотивированным письменным запросам правоохранительных, контролирующих и судебных органов на имя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

4. Информация из БД отправляется  в форме электронного документа через систему ЭДО, либо по электронной почте,  доступ в которые  осуществляется с использованием индивидуальных  персонифицированных паролей, либо в виде приложения к письму на официальном бланке за подписью  руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

3.2

Сокрытие выявленных нарушений при осуществлении  отбора проб спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с выездом на предприятия- изготовители (либо без выезда) по сговору с заинтересованными лицами.

1. Выезд на предприятия-изготовители осуществляется группами в составе минимум двух сотрудников Отдела на основании письменных обращений руководителей предприятий-изготовителей.

2. Прием проб без выезда на предприятие-изготовитель осуществляется только при наличии письменных обращений руководителей предприятий-изготовителей.

3. Отобранные образцы оформляются установленным образом и опечатываются определенным количеством пломб.

4. Федеральные специальные марки, нанесенные на бутылки отобранных образцов,  проверяются с использованием сервисов ЕГАИС.

5. Физико-химические показатели отобранной  алкогольной продукции сравниваются с показателями ранее отобранной аналогичной продукции.

3.3

Сокрытие выявленных нарушений при  осуществлении проверки качества, безопасности и легальности спирта и алкогольной продукции и анализе сопроводительных документов  по сговору с заинтересованными лицами.

1. Внесение информации и оформление итогов проверки  в соответствующие разделы БД сотрудниками отдела осуществляется с использованием  индивидуальных персонифицированных паролей.

2. Информация в БД доступна для просмотра и контроля со стороны начальника Отдела и курирующего заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан (при необходимости).

3. Информация о произведенных отборах и выданных Свидетельствах о  подтверждении соответствия  (далее – Свидетельство) дублируется на бумажных (журналы, отчеты и пр.) и электронных носителях (БД).

4. Деятельность сотрудников Отдела не привязана к конкретному предприятию-изготовителю.

5. Информация по каждому выданному Свидетельству в БД  блокируется начальником Отдела для предотвращения внесения каких-либо изменений в Свидетельство в дальнейшем.

 6. Решение о забраковке и выдаче решения о невыдаче Свидетельства принимается сотрудником только по согласованию  с начальником Отдела  и курирующим заместителем  руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

3.4

Сокрытие выявленных нарушений при подготовке и проведении заседаний Республиканской межведомственной дегустационной комиссии по алкогольной продукции (далее – ДК) по сговору с заинтересованными лицами.

1. Информация о выявленных в ходе подготовки и проведении заседаний ДК нарушениях фиксируется в Протоколе заседания ДК, который утверждается  Председателем ДК, либо его заместителем.

2. Информация о принятых мерах по выявленным нарушениям доводится до Председателя ДК служебной запиской, составленной ответственным секретарем ДК.

Отдел кадровой политики и противодействия коррупции

4.1

Несоблюдение государственными гражданскими служащими требований, включенных в «Стандарт антикоррупционного поведения».

         1.Разъяснение требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

          2.Проверка отделом кадровой политики и противодействия коррупции требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

         3.Рассмотрение выявленных нарушений на заседаниях Комиссии Госалкогольинспекции Республики Татарстан по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

 4.2

Некачественная проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим (гражданином), участвующим в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы по сговору с конкурсантом.

  1. Соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Соблюдение требований Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
  2. Проверка достоверности в процессе конкурсных процедур комиссий Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

 

4.3

Утаивание возникшего конфликта интересов на государственной гражданской службе.

  1. Соблюдение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  2. Выполнение требований приказа Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 12 февраля 2016 года № 12-07/13 «Порядок сообщения государственными гражданскими служащими Госалкогольинспекции Республики Татарстан о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».
  3. Введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования.

4.4

Не соблюдение квалификационных требований в отношении сотрудников Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Контроль начальником отдела кадровой политики и противодействия коррупции за соблюдением требований Указа Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)».

4.5

Сокрытие информации о несоблюдении лицами, замещающими государственные должности, ограничений, установленных законодательством, а также не достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

  1. Контроль начальником отдела кадровой политики и противодействия коррупции за выполнением требований приказа Госалкогольинспекции Республики Татарстан от 31 января 2019 года                   №10-07/23 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан в Госалкогольинспекции Республики Татарстан, замещение которых связано с коррупционными рисками, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Татарстан обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
  2. Проведение проверок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудником отдела.

4.6

Передача информации третьим лицам вне служебной необходимости.

Работа с базами данных по персональному логину и паролю.

Получение необходимых сведений только с разрешения руководства.

Отдел контроля отчетности в сфере оборота спирта,

алкогольной и спиртосодержащей продукции, отдел контроля за оборотом алкогольной продукции и анализа состояния потребительского рыка

6.1

Передача по предварительному сговору третьим лицам аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

  1. Доступ в соответствующие разделы Базы данных Доступ к системе видеонаблюдения осуществляется на основе аутентификации пользователей системы и их паролей.
  2. Общая аналитическая информация направляется организациям, министерствам и ведомствам в соответствии с их письменными запросами за подписью руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или по его поручению заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
  3. Информация о деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предоставляется без их согласия только по мотивированным письменным запросам правоохранительных, контролирующих и судебных органов.
  4. Отправка информации осуществляется в форме электронного документа через систему ЭДО, либо с использованием электронной почты.

6.2

Передача или удаление  видеозаписей из системы видеонаблюдения Госалкогольинспекции Республики Татарстан по предварительному сговору с третьими лицами.

  1. Доступ к системе видеонаблюдения осуществляется на основе аутентификации пользователей системы и их паролей.
  2. Передача видеозаписей заинтересованным лицам осуществляется только по поручению руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или по его поручению заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

В Госалкогольинспекции Республики Татарстан эксплуатируется система видеонаблюдения RealShot Manager, не позволяющая удалять зафиксированные видеозаписи.

Отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу

7.1

Сокрытие выявленного нарушения при проверке алкогольной продукции сотрудниками отдела контроля за ввозом алкогольной продукции, испытательными лабораториями и сотрудниками отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу.

Деятельность по проверке алкогольной продукции регламентирована:

- схема проверки предусматривает дублирование некоторых ее этапов тремя подразделениями: отдел контроля за ввозом алкогольной продукции Казанского территориального органа, испытательная лаборатория ГБУ «Татаэкспертцентр», отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу;

- специалисты отделов не закреплены за какой-то одной фирмой, происходит постоянная ротация сотрудников;

- контроль со стороны фирмы: оптовые фирмы возят одинаковую продукцию, и если кому-то забраковали, а другой фирме выпустили, они сообщают об этом;

- внедрена система электронного документооборота ЭДО, позволяющая в онлайн режиме отслеживать и контролировать все этапы проверки и оформление документов, как со стороны фирмы, так и в рамках контроля начальника  отдел контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, за правильностью принятия решения по заявке;

-осуществляется еженедельный контроль начальником отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, сроков проведения проверки, используя сервис ЭДО;

-специалисты отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу контролируют  партии ранее забракованной продукции, используя специальный сервис ЭДО;

-осуществляется 100% контроль начальником отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу, правомерности основания выдачи Решения о невыдаче свидетельства;

-осуществляется периодический контроль за деятельностью испытательных лабораторий (проводятся сличительные испытания, если лаборатория не забраковала продукцию, по которой ранее была браковка, то проводятся повторные испытания);

-организовано проведение арбитражных испытаний комиссионно;

-на постоянной основе проводятся совещания с сотрудниками отдела контроля за ввозом алкогольной продукции Казанского территориального органа и отдела контроля алкогольной продукции, поступающей в розничную продажу по забракованной алкогольной продукции (см. протоколы)

7.2

Принятие неправомерного решения при выдаче Свидетельства о подтверждении соответствия и Решения о невыдаче свидетельства.

7.3

Не соблюдение сроков проверки, неправомерное решение о выдаче свидетельства о соответствии раньше, чем оптовым фирмам, сдавшим образцы для проверки ранее.

Отдел лицензирования

8.1

Прием документов с  недостоверной, искаженной, а также неполной информацией по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии.

Выборочная проверка принятых документов начальником отдела лицензирования, начальниками территориальных органов, обеспечение прозрачности процедуры приема документов

8.2

Искажение результатов экспертизы документов, по сговору с лицензиатом либо соискателем лицензии.

  1. Выборочная проверка принятых документов начальником отдела лицензирования, начальниками территориальных органов, обеспечение прозрачности процедуры экспертизы документов.
  2. Выборочная проверка принятых документов руководителем и заместителем руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.
  3. Проверка лицензионных дел в ходе реализации плана комплексных и целевых проверок сотрудниками отдела межмуниципального контроля.
  4. Заслушивание начальников территориальных органов, начальника отдела лицензирования на заседаниях по итогам проверок.

Отдел государственных закупок и обеспечения деятельности

9.1

Необъективный расчет начальной (максимальной) цены контракта по сговору с заинтересованными лицами.

  1. Размещение запроса о предоставлении ценовой информации в Региональной информационной системе Республики Татарстан.
  2. Ответственные отделы направляют запросы ценовой информации поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и представляют в отдел государственных закупок и обеспечения деятельности полученные коммерческие предложения.
  3. Начальная (максимальная) цена контракта формируется на основании не менее трех коммерческих предложений. При расчете средней цены, коэффициент вариации не должен превышать 33%.
  4. Согласование заявки на закупку с отделом финансового контроля.
  5. Согласование заявки на закупку с ДК МФ РТ.

9.2

Заключение государственного контракта без обеспечения исполнения контракта (в случае если документацией установлен размер обеспечения).

1. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

2.В случае внесения победителем закупкиобеспечения контракта в формебанковской гарантии, обязательная проверка на наличие данной банковской гарантии в Реестре банковских гарантий.

3.В случае внесения победителем закупкиобеспечения контракта в денежной форме, проверка в отделе финансового контроля на фактическое поступление денежных средств на расчетный счет (копия платежного поручения).

4.Внесение сведений в реестр контрактов в Единой информационной системе.

Отдел контроля за оборотом алкогольной продукции и анализа состояния

потребительского рынка

10.1

Передача по предварительному сговору третьим лицам аналитической информации, сформированной из Базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан

1. Доступ в соответствующие разделы Базы данных ограничен индивидуальными персонифицированными паролями.

2. Общая аналитическая информация о состоянии алкогольного рынка направляется заинтересованной стороне (организациям, министерствам и ведомствам и т.д.) в соответствии с их письменными запросами за подписью руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

3. Информация о деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя предоставляется без их согласия только по мотивированным письменным запросам правоохранительных, контролирующих и судебных органов.

4. Аналитическая информация отправляется  в форме электронного документа через систему ЭДО, либо по электронной почте,  доступ в которые  осуществляется с использованием индивидуальных  персонифицированных паролей, либо в виде приложения к письму на официальном бланке за подписью  руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан или заместителя руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Испытательная лаборатория ГБУ «Татэкспертцентр»

11.1

Несоблюдение независимости и беспристрастности испытательной лаборатории при осуществлении исследовательской деятельности.

Меры обеспечения независимости и беспристрастности отражены в «Руководстве по Качеству» (п. 4.1). Каждым сотрудником испытательной лаборатории подписаны должностные инструкции, определяющие недопустимость разглашения конфиденциальной информации и участия в видах деятельности, которые снизили бы доверие к беспристрастности и независимости испытательной лаборатории.

11.2

Несоблюдение конфиденциальности при осуществлении аналитической деятельности и выдачи результатов испытаний.

Конфиденциальность информации в испытательной лаборатории обеспечивается следующими нормативными документами:

- «Руководство по качеству» (п. 4.2);

- Заявление о независимости и сохранения конфиденциальности сотрудника испытательной лаборатории.

11.3

Сговор с поставщиками средств измерений, вспомогательного оборудования и реактивов.

Определение поставщиков по итогам торгов, организуемым Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам. Процедура закупок представлена в «Руководстве по качеству» (п. 7.1)

Перечень обсужден и одобрен  на заседании Комиссии при руководителе Госалкогольинспекции Республики Татарстан по противодействию коррупции. Протокол №4 от 09.12.2022 года.

 

pdf
Скачать текст
PDF, 388.2 Кб

Дата публикации: 01.02.2023
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International