Потребительская дегустация твердых сыров
12.10.2012

Сыр принадлежит к древнейшим продуктам, произведённым человеком. Его ценили во все времена, и как продукт на каждый день, и как изысканную трапезу.
 В Татарстане промышленное производство сыра началось в 1891 году. В настоящее время в нашей республике производится более сорока наименований сыров. Татарстан является одним из лидеров по объемам производства молока и крупнейшим регионом-производителем сыров (помимо Алтайского и Краснодарского краев, Московской, Воронежской и Ярославской областей). По данным Татарстанстата ежегодно изготавливается около 30 тысяч тонн сыров, что составляет более 9% от общего объема производства в Российской Федерации.
  За  9  месяцев 2012 года в Республике Татарстан произведено порядка 20 тыс. тн сыров на тринадцати предприятиях-производителях, относящихся к ОАО «Вамин-Татарстан».  Наибольшие объемы сыров выработаны на Мамадышском маслодельно-сыродельном заводе (35 % от общего объема), Балтасинском маслодельном-молочном комбинате (27 %), Бугульминском молочном комбинате (11%).
Особенностями данного сегмента рынка в последнее время являются рост производства плавленых сыров и сырных продуктов, а также увеличение поставок импортных сыров.
 В разрезе  наименований  сыров больше всего выработано сыра Столового – 16 % от общего объема, Голландского – 14%, Костромского – 11%, «Витязя» - 9 %, а также плавленых сыров различных наименований – 15%, сырных продуктов – 18 % и др.
По результатам анкетирования, проведенного Госалкогольинспекцией Республики Татарстан  более чем у 1400 республиканских потребителей сыра в городах и районах республики,  сыры являются продуктом повседневного потребления для 68% опрошенных.  При этом мужчины едят сыр немного чаще женщин, а при выборе сыра цена для них имеет большее значение.
 В то же время 60% покупок этой продукции совершается именно женщинами.
  Главным фактором, влияющим на уровень потребления твердого сыра, выступают доходы населения - с их ростом увеличивается потребление сыра практически всех марок, особенно относящихся к высшему ценовому диапазону.
Наиболее оптимальным ценовым диапазоном для килограмма сыра покупатели обозначили сумму от 250 до 300 руб. (41% опрошенных); цена сыра меньше 200 руб. за кг устроила бы 28 % потребителей; цена от 200 до 250 руб. привлекает 16 % покупателей; гурманами сыра, готовыми отдать за кг сыра более 500 руб. заявили себя 16 % граждан.
По результатам опроса наибольшее доверие вызывает продукция местных производителей. Потребители воспринимают эту продукцию как качественную, более свежую и натуральную.
Как показал опрос,  44 % потребителей при выборе руководствуются критерием – оптимальное соотношение «цены-качества»; 32% респондента отметили, что для них значение имеет качество продукции.
         Выяснилось, что 41% опрошенных потребителей выбирают твердые и полутвердые сыры;  28% – плавленые сыры, 10 % - мягкие сыры типа брынзы, феты, фетаки, моцареллы; 9 % - сыры с плесенью (горгонзола, бри, рокфор и др.)
В сегменте твердых сыров у татарстанцев наибольшей популярностью пользуется марка/наименование«Голландский», его предпочитают покупать около 48% всех потребителей. Популярны «Российский», «Пошехонский» и «Костромской» сыры – их предпочитают 34%, 29%, 23% потребителей соответственно. «Гауда» и «Эдамер» - недавно появившиеся на отечественном рынке марки/наименования – также отмечены респондентами. Их потребляют 18% и 15% опрошенных. «Янтарь», «Дружба», «Волна»,  «Омичка», Viola – марки/наименования плавленых сыров, также пользующиеся высоким спросом у нашего потребителя.
 Следует отметить, что на рынке твердых сыров наблюдается очень острая конкуренция между производителями, однако ни один из них не проводит политику по активному продвижению своей продукции. Так, продавцы одного из крупнейших в городе Казани гипермаркетов  не смогли вспомнить, когда последний раз проводилась "сырная" промо-акция. Реклама в торговых точках также встречается очень редко, несмотря на то, что 18 % респондентов не могут сделать самостоятельный выбор, а 44% выбирают сыр, уже стоя у прилавка.
 
 
Наши рекомендации
Хорошие потребительские свойства сыров – это не только высокая пищевая ценность, но и возможность сохранять качество длительное время в соответствующих условиях.
При выборе сыра потребителям следует внимательно ознакомиться с информацией на упаковке. Не покупайте сыр с истёкшим сроком годности.
При выборе сыра нужно обратить внимание на его разрез и внешний вид сырной головки, если сыр недозрелый, то он будет безвкусным, резиновым, а его окраска будет неравномерной и белесой. Мелкий рисунок глазка говорит о дефектах, которые образовались при созревании сыра, неравномерный рисунок с более крупными глазками в сердцевине и более мелкими у корки, сетчатый или рваный рисунки означают, что молоко, из которого был произведен сыр, низкого качества. Вызревшие полутвердые и твердые сорта сыра имеют равномерный желтый окрас.
При покупке сыра должное внимание следует уделять и корке: крупные и мелкие трещины на ней при отсутствии надлежащего хранения могут спровоцировать развитие в сыре плесени, не имеющей ничего общего с благородной плесенью мягких сыров. Поверхность твердого или полутвердого сыров не должна быть влажной, но в то же время корка не должна быть сухой и потрескавшейся, мягкие и полумягкие сыры от прикосновения должны немного пружинить и в центре быть мягкими.
Не приобретайте слишком дешевый сыр. Не так давно стали продаваться сырные продукты, зачастую под видом обычного сыра, изготовленные с заменой молочного жира более дешевыми растительными жирами, но производители и работники торговли не спешат об этом информировать потребителей.
В ряде  супермаркетов покупателям предлагается попробовать сыр, прежде чем купить его. Продавцы отрезают совсем  крохотный кусочек, но испробовав его можно вполне понять, вкусен ли данный сыр.
Сыр должен хорошо резаться, ни в коем случае не крошиться, не прилипать к ножу. Крошение допускается только у мягких сыров. Но сегодня в магазинах чаще всего сыр продается уже порезанный на кусочки, завернутый в пленку и завешанный.Такие нарезки опасны тем, что хранят они в себе не один десяток бактерий. И хранить такую (сделанную магазином) нарезку в домашних условиях нельзя больше, чем 2 дня.
Лучше попросить продавца непосредственно при вас отрезать кусочек сыра от большой сырной головки. Поверхность сыра не должна быть мокрой. На сыре не должно быть белого налёта.
Сыр не должен пахнуть аммиаком. Если срез твёрдого сыра липкий и маслянистый, то сыр не правильно хранился в магазине. Такой сыр лучше обходить стороной.
Госалкогольинспекция РТ


назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International